David Sylvian в Москве
(обрывочные мысли после концерта Дэвида Сильвейна.
Москва, МДМ. 19 апреля 2004 г.)
Видели кино.Про детей и про пятна. В общем-то по теме - пластинка Сильвейна так и называется "Пятно". Экрана было сразу два, как в магазине "Техно-сила", так что всем было видно и удобно.
На сцене сидели трое в черном и работали за компьютерами. Видимо, там у них офис. Но сидели они посередке, и никому не мешали. К тому, же практически не двигались. Говорят, один из них был сам Сильвейн. Вполне возможно, хотя кто его знает, темно было...
Сегодня с утра на работе точно такая же была картина: все сидят и работают за компьютерами. Только музыка такая не играет...
Вообще-то с пластинкой "Blemish", которой, собственно и посвящено нынешнее турне Сильвейна, у нас складывалось непросто. До конца дослушать ее удалось раза с четвертого - не потому вовсе, что не нравилось - очень уж специфическое и неадекватное буйному сегодняшнему дню состояние требуется. Билеты на концерт простимулировали - накануне мы как примерные слушатели сели рядком и прослушали до самого до конца, до трека номер восемь, в котором "я, дескать, обязательно попытаюсь найти солнце над серым небом". Кстати, самая на наш взгляд, удачная песня альбома.
Вряд ли кто-нибудь скажет, что это любимая его пластинка из всего сильвейнского наследия. У каждого, наверняка, есть своя заветная. Нас, например, от "Rain tree crow" плющит и колбасит! Но все равно "Пятно" завораживает, интригует и вообще вызывает уважение хотя бы тем, что этот человек с тихим, задушевным голосом по-прежнему кропотливо созидает свой собственный мир и почти не подвержен внешним воздействиям (почти, потому что саунды все ж-таки модные, и без какого-нибудь"WARPа" тут не обошлось).
Почему-то первым ощущением было, что певец недоволен... Тут еще на беду, половина публики не успела войти в зал (хотя концерт начался почти с часовым опозданием), и многие рассаживались по местам во время второй песни. Кажется, это ему сильно мешало.
Нам лично в "пятне" больше всего хотелось посмотреть , как играется на гитаре та шизовая смурь из второго трека ("The good son"). Фиг там! Смурь банально звучала из компьютера. Компьютер красивый, серебристый. "Макинтош", наверное.
Вообще, как это нынче принято, понять, чем именно занимаются музыканты на сцене и как извлекаются звуки было весьма сложно. Лишь к середине мы разглядели, что Янсен настукивает ладошками ритмы по крошечным блинам. А по поводу третьего хакера с азиатской внешностью я бы ни в жисть не догадался, если б жена не обьяснила - что это он-то, как раз, и показывал всем кино, руля какой-то видео-программой. Это был заявленный футурист-передвижник из Японии.
Кстати, тот досадный брак на третьем треке "Пятна" ("The only daughter"), который я уже возложил на совесть наших отечественных пиратов - когда голос Сильвейна прыгает и прерывается - оказался творческой находкой композитора и был достоверно воспроизведен на концерте тем же самым серебристым "Макинтошем".
Когда с "Пятном" было покончено, началось обещанное поппури из старого и золотого.
Передвижник с достоинством удалился, а Сильвейн взял гитарку и тихим голосом...
Закралось ощущение, что мы попали на питерский квартирник Гребенщикова. Вечер английского романса неторопливо стремился к завершению, а нас мучили подозрения, что клавиш больше не будет. К счастью, последняя часть концерта снова была наполнена саундами и видео-артами, и, в общем-то, даже возникло что-то вроде драмматической кульминации.
Почему-то нам всегда казалось, что из всей той "четверто-путейной" тусовки - Фрипп, Хассел. Левин и т.д. - Сильвейн самый задушевный и общительный. И от концерта ждали чегой-то теплого. Человеческого. Не тут-то было. Сильвейн предстал ледяной глыбой, погруженной в созерцание какого-то своего заветного блемиша и мы, публика, в этом интимном процессе, являлась вынужденным, не очень-то желательным обстоятельством. Впрочем, старина Давид хорошо знал, как нейтрализовать, как усыпить и задурманить зал, он знал магическую силу своего вибрирующего, проникновенного голоса... Ближе, бандерлоги, ближе...
И бандерлоги шли... Они струились по рядам и окружали сцену и в конце концов добились от старого Ка- Сильвенна заранее запланированных бисов и даже одного воздушного поцелуя.
Под конец вышла маленькая лажа - маэстро уронил медиатор. Пришлось звать из-за кулис представителя техническго персонала, чтобы тот достал из коробочки у ног музыканта новый и вложил бы его в кормящую длань. Мелочь, а приятно.
Придя домой, мы поставили наугад пару старых пластинок. Например, "Brilliant tree" с Хасселом. Потом ту заключительную вещь с "Quiet life" "Japan", которая звучала на концерте. И вспомнили, как на самом деле поет Давид Сильвейн. Хорошо поет. Душевно так.
Затем решили вернуться к "Пятну". Думаем, может просто пластинка рылом не вышла. Да нет, нормальная пластинка. И поет он там хорошо. Во всяком случае лучше, чем тот дяденька в зале МДМ.
И тогда жена в сердцах предположила, что у мужчин тоже бывают критические дни.
P.S. Несмотря на все вышенаписанное, мы очень благодарны устроителям (и, как в таких случаях говорят, лично господину Чепорухину) за приезд в Москву горячо любимого нами музыканта. Видеть это надо было обязательно. Мыслей и ощущений осталось много. Мы все равно будем любить Сильвейна, и нас по-прежнему будет плющить и колбасить от "Rain tree crow". И если Сильвейн снова приедет в Москву, мы снова на него пойдем. И снова что-нибудь напишем.
Ведь критические дни когда-нибудь пройдут...
Георгий Ананов, Ника Волина
19.04.04г.
|