Ника Волина
Хам и его многочисленное потомство.
О "хамовом грехе" мы узнаем в истории о Ное и его сыновьях (Быт.9,20-29). После всемирного потопа Ной с сыновьями и женами спаслись, осталось всего 8 человек на земле. Сыновей звали Сим, Иафет и Хам. Однажды Ной случайно выпил забродивший виноградный сок, превратившийся в вино (он не знал прежде этого напитка), захмелел и заснул нагим под деревом. Сыновья подошли к нему и, не глядя на обнаженного отца, накрыли его. А Хам насмехался над отцом. Когда отец узнал об этом, то проклял Хама. Хам родил Ханаана, Ханаан - Мезраима, который толкуется - Египет. Потому и называют Египет землею Хамовою, как страну принадлежащую внуку Хамову. От Хама пошли хамиты, а потом все негроидные племена. От Сима пошли семиты - еврейский народ, а от Иафета те, что сейчас живут в Европе и на территории России. Та древняя история про спящего Ноя до сих пор не кончена, она имеет печальное продолжение в современности. Слово "хамство" за тысячелетия приобрело столь распространенное употребление, что стоит о нем поговорить отдельно.
Попробуем вместе ответить на насущные вопросы - кто такие современные хамы и как следует бороться с хамством? Тут следует заметить, что Хам имел слабое представление о постройке спасительного Ноева Ковчега, поскольку замысел сего грандиозного строительства принадлежал отцу. То есть, собственно, самому Ною. "Спаслись, и ладно!" - приблизительно так относился Хам ко Всемирному Потопу. Отсутствие крепких знаний, иначе говоря, воинствующая необразованность послужила причиной самого первого хамства на Земле. Если бы сын вовремя вспомнил о великом отцовском плане спасения, не стал бы он насмехаться над ним. Стало быть, реальный источник современного хамства - это нежелание учиться знаниям.
(Кстати, отпадший от Бога сатана тоже имел этот грех - грех непочтительности к Создателю и нежелание у Бога учиться. Умноженное на непомерную гордыню это и стало причиной его сокрушительного падения с неба.)
Отсутствие уважения к кому-либо есть не что иное, как неумение замечать хорошие качества человека. Хамство - это такое неумение плюс еще и нежелание учиться уважению.
В одной из статей Сергей Довлатов вспоминает, как Набоков не мог объяснить американским славистам Корнельского университета суть непереводимых русских понятий - "интеллигенция", "пошлость", "мещанство" и "хамство". Говорят, с "интеллигенцией", "пошлостью" и "мещанством" он, в конце концов справился, а вот растолковать, что означает слово "хамство", так и не смог. Обращение к синонимам не помогало, поскольку синонимы - это слова с одинаковым значением, а слова "наглость", "грубость" и "нахальство", которыми пытался воспользоваться Набоков, решительным образом от "хамства" по своему значению отличаются.
Довлатов все же умудрился сформулировать, что такое хамство, а именно: "хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом - умноженные на безнаказанность. Именно в безнаказанности все дело, в заведомом ощущении ненаказуемости, неподсудности деяний, в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву. Именно безнаказанностью своей хамство и убивает вас наповал, вам нечего ему противопоставить, кроме собственного унижения, потому что хамство - это всегда "сверху вниз", это всегда "от сильного - слабому", потому что хамство - это беспомощность одного и безнаказанность другого, потому что хамство - это неравенство".
Казалось бы, как можно с таким явлением бороться? Прежде всего, ни в коем случае нельзя уподобляться непочтительному Хаму. Пожалуй, в этом и состоит единственная возможность борьбы. Оставаться почтительным человеком, невзирая на то, что к тебе отнеслись без должного почтения. Это трудно. Гораздо труднее, чем кажется с первого взгляда. Но именно это, в конце концов, и является признаком интеллигентности.
Юрий Михайлович Лотман, например, определял термин "интеллигентность" как антоним слову "хамство".
Хамство в любом виде одинаково и суть его одна - неуважение к тем, кто чувствует и мыслит по-другому. Недобрая насмешка. Злой стеб. Язвительный подкол. Как ни назови - смысл этих действий один - хамство. Поймем это, и постараемся с уважением отнестись ко всем. Прежде всего - к старшим. К родителям, священникам, учителям, начальникам. Далее - к ровестникам. И, наконец, к более слабым, к детям и животным. Да-да, даже к животным. Вспомним, что святые относились к животным с любовью. А любовь и хамство - понятия несовместимые.
Теперь принято критиковать всех и все. Что можно сказать об этом? Критику стоит считать хамством, если она осуществляется ради того, чтобы доказать свое превосходство. Но если критика совершается ради возможности найти решение, истину - значит, это уже попытка научиться чему-то и научить других. Это путь к истине.
Хуже всего дело обстоит, когда человек прикрываясь высокими словами, хулит тех, кто стоял у истоков его развития. Будь то родители физические или духовные. Это извращенное, более утонченное хамство, прячущееся под личиной праведности и приличия. Оно еще более опасно своим лицемерием. Иногда под видом борьбы за правду тайно творится Хамов грех - на всеобщее обсуждение и осмеяние выставляется даже Мать-Церковь. Увы, некоторые люди не смущаются тем, что сеют соблазн и смуту внутри народа церковного, не стесняются использовать чужие переживания, чтобы получить скандальную журналистскую славу и отработать иудины сребреники.
Мне тут еще один момент в голову пришел. Как поступил Хам, увидев срам своего отца? - он надсмеялся, открыл его и был затем проклят; а братья его, благочестивые Сим и Иафет "взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего." Они даже лица свои отвернули, дабы ненароком не увидеть наготы Hоя, и покрыли его срам! Вот и нам надлежит всячески опасаться увидеть, и, тем более, обнаружить что-либо нехорошее в наших отцах, в учителях, в духовных руководителях. Подражая Симу и Иафету, следует потщиться прикрыть "наготу" их и постараться не увидеть ее. Этому и учит нас Библия.
|