Каталог статей
Меню сайта


Форма входа


Категории раздела
Znamo Дело [0]
Материалы могут добавлять только авторы, администраторы и модераторы сайта.
Искусство [3] Общество [5]
Спорт [0] Религия [0]
Статьи, эссе, размышления на религиозные тумы
Музыка [3]
Впечатления от живых концертов и прослушанных дисков.
Политика [0]


Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 35


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Приветствую Вас, Гость · RSS 2024-11-22, 10:56 AM
    Главная » Статьи » Общие статьи » Общество

    Еще раз о национальной русской идее
    Пару дней назад за чашкой кофе друзья вспомнили эту посконно русскую историю про дедку с его огородной проблемой.
    Базовые психические структуры, стереотипы бессознательного этой сказки стоит рассмотреть подробно.

    Для начала вспомним оригинал:

    Посадил дед репку - выросла большая, пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
    Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
    Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
    Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
    Кликнула Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут - вытащили репку.

    Карл наш великий Юнг, как известно, выделял несколько «слоёв» архетипов: родовые (или «генетические», как раз те, определение которым давал Юнг), культурные (общие у людей, выросших в одинаковых культурных условиях) и личные (определяемые семьёй и ближним окружением индивидуума).

    1. Что касается генетического слоя - по всей вероятности, это вечная мечта русского народа об изобилии. И еще представление о нестандартности своей родовой ситуации.
    Выросла большая, пребольшая - фантазия о "вечном хлебе" издавна будоражит наш народ, а надежда на воплощение этой мечты позволяет считать себя не такими как все, особенными, избранными. Откуда это желание получить урожай, на который не хватит собственных физических сил? Свидетельствует ли это о жадности деда? Или о широте его натуры? Или о его неорганизованности, которая помешала вытащить репку, пока она еще была обычного размера? Или о знаменитой русской лени, элементарном нежелании вытаскивать выросшую репу в одиночестве?

    2. Культурный слой сказки подчеркивает иерархичность отношений между дедкой, бабкой, внучкой, собакой Жучкой, кошкой Машкой и мышкой.
    Это не просто иерархия, а иерархия гонимости, жертвенности.
    Ведь кто такая мышка? Существо гонимое кошкой Машкой, ее жертва.
    А кошка Машка? Ведь именно ее периодически гоняет собака Жучка.
    А собака Жучка? По всей видимости, собака находится в подчинении у внучки.
    Внучка, соответственно, находится в подчинении у бабки. Это ее помошница. Внучку гоняет бабка, если что-то не так.
    А бабка подчиняется деду.
    Все по домострою.
    Комментировать эти взаимоотношения можно долго, кропотливо и вдумчиво. Проводить паралели между древностью и современностью, искать соответствия и расхождения культурной иерархии в нынешнем государственном устроении и народном обществе.
    Обращает на себя внимания отсутствие имен в верхней, человеческой части иерархии (дедка, бабка, внучка) и в самой бесправной, нижней части (мышка). А среднее иерархическое звено, напротив, имеет имена (собака Жучка и кошка Машка). Причем, как только заявлено имя, животная природа перестает быть главенствующей, поскольку дальше употребляется только имя, а определение "собака-кошка" сразу отпадает.

    3. Личный слой, внутрисемейный. Возникает закономерный вопрос - почему в сказке пропущено среднее поколение? Где сыновья-дочери бабки и деда? По какой скрытой причине взрослые в эту иерархию не входят? Почему в этой семье остались только старые, да малые? Возможно, идет война, дети сражаются за Родину? Или случилась трагедия - дети погибли? Возможно, дети стали жертвами деда, когда перестали соответствовать строгой иерархии?
    Не отсылают ли эти внутрисемейные отношения к нынешней удивительной политической активности пенсионеров и подростков, в то время как среднее поколение страны остается пассивным и безучастным?

    Ну и, наконец, главный действующий персонаж сказки.
    Репка - это конечно же не только овощ. Это метафизический объект, соединяющий несьедобную небесную ботву со съедобным подземным корнем. Чем не национальная идея? Почему бы репке не стать всеобщей русской национальной идеей? Стал же пресловутый медведь сакральным символом "хозяина"? Кстати, в другой сказке ("Вершки и корешки") мужик обманывает этого своего "сакрального хозяина", заставив работать на себя, а затем подсунув ему ботву от все той же репки. Стало быть, отдает ему небесное взамен реальной жратвы.

    Остается последний вопрос - что означает это часто повторяющееся "тянем-потянем"?
    А ничего не значит.
    Это процесс, способ приложения коллективных сил.
    Другими словами, это и есть наша русская, народная жизнь.
    Вот такая она у нас...

    P.S.
    В подтверждение, что многих интересует эта сказка, несколько ссылок на интерпретации темы репки:
    http://omni.zyxel.ru/cntnt/mults/repka
    http://www.skazki.org.ru/view.php?id=9765http://plutser.ru/barkoviana/skazki/repka
    http://www.deti.e1.ru/HUMOR/story3.htm
    http://www.stihi.ru/poems/2001/08/03-230.html
    http://drugieberega.com/2005/3/amur_stixdet/6
    http://zhurnal.lib.ru/o/olishewskij_n_a/repka.shtml
    http://www.passion.ru/svadba.php/vr/58/

    Выводы о трансформации руского народного сознания делайте сами.



    Источник: http://kaplja.livejournal.com/258065.html
    Категория: Общество | Добавил: Znamo_Дело (2006-09-30) | Автор: Ника Волина E W
    Просмотров: 1358 | Рейтинг: 0.0/0