Даффа Юссеф - настоящий. Он действительно вырос вдалеке от цивилизации, в песках Туниса, и, по собственному его признанию, впервые увидел рояль уже в зрелые годы.. Соответственно, и искусство игры на уде, древнем арабском предке лютни, осваивал не в музыкальной школе.
По достижению зрелости Даффа отправился искать счастья в Европу, где экзотические самородки нынче в почете. И там с ним произошла обычная беда - он попал в нехорошую компанию образованных джазменов.
Тенденцию можно было бы заметить уже в прошлом году в Москве, где Даффа дал концерт с нашими многоликими Аркадием Шилклопером, Владимиром Волковым, и с барабанщиком Олегом Балтагой из Кишинева - но тогда, на концерте, было ни до чего, напрочь покорило обаяние молодого суфия, проникновенный вокал, сама магия создания музыки на глазах изумленной публики - да, было много джаза, но и медитации, вспоминается, хватило - как раз, наверное, благодаря неотрепетированности материала. Кстати, на эмоциональный пик концерт вышел, когда на сцене появился московский миссионер удового искусства, уроженец Сирии, Камал Баллан - тут-то и пошла жизнь, пошла нешуточная разборка восточных мужчин, у кого грудь волосатее. Увы, в тот самый момент, когда пора было раскуривать кальян пришла уборщица, или завхоз, или кто там в таких случаях приходит, и потребовала концерт закруглять, потому как рабочее время у зала закончилось.
Так вот: "Электрический суфий", записанный в Бруклине, сведенный в Париже и выпущенный в Германии, от неожиданных визитов уборщиц и завхозов, видимо, не пострадал. Здесь все сделано добротно, на совесть. В записи приняла участие большая группа музыкантов - гитарист Вольфганг Музспиел (Wolfgang Muthspiel), трубач с очень знакомой фамилией Штокхаузен (Markus Stockhausen), индус, исполнитель на банзури Дипак Рам (Deepak Ram) и даже специалисты по лупам и амбиентному саунду. В итоге на пластинке вроде бы есть все, что надо для приятного интеллигентного времяпрепровождения - изысканный звук, прозрачная джазовая ритмика, восточный орнамент. Ну, голос волшебный Даффы понятное дело никуда не делся - и едва он погружается в вокальные импровизации - можно закрывать глаза и погружаться вместе с ним... но - не так, чтобы очень уж надолго. Потому как образованные джазмены поведут свою изысканную музыкальную мысль дальше, раставят в нужных местах знаки препинания, отобьют "энтером" абзац и незамедлительно начнут новое предложение.
"Электрический суфий" получился красивым, но слегка суховатым джазовым альбомом с восточными гармониями. Собственно, написав предыдущее предложение, сам и задумался - а что же в этом плохого?.. Будь Даффа образованным, как его коллеги-джазмены, он бы знал - то, чем он занимается на этой пластинке называется "ладовой импровизацией" - то есть, импровизацией не в банальных мажорах-минорах, а в хитроумных ладах со сложными названиями. Лады, в данном случае, он привез с собой из пустыни. А вот способ, так сказать, их осмысления, навязали ему европейские друзья - потому что так их учили в их высших музыкальных учереждениях.
Словом, альбом очень яркого и самого, что ни на есть "корневого" музыканта получился обидно понятным и основательным - и нужно немало усилий, чтобы пробиться к манящим вибрациям родной даффовской пустыни, к той загадке древней традиции, которую, мы, собственно, и пытаемся всегда уловить, встречаясь с настоящим.
Подозреваю, что Даффа не избежал знакомства с творчеством другого, популярного нынче удиста, Раби Абу-Халила (Rabih Abou-Khalil), наводнившего магазины плодами своего сотрудничества с самимы разными европейскими музыкантами. По поводу него (Абу Халила) я имел любопытную беседу с упомянутым выше московским сирийцем Камалем Балланом.
- Вот, - говорю я, - слушаю Абу-Халила, никак не могу понять - хороший он удист или не очень.
Камал в ответ грозно сверкнул глазами. Спрашивает:
- Ты когда его слушал, ты где-нибудь плакал?
- Вроде нет...
- Зачем тогда спрашиваешь?
Оказывается, все очень просто.
|